«Ярославец». Взгляд речника. Краткое описание катеров проекта 376, 376у. Москва, В.Новгород 2006г.
Некоторым кораблям и судам отечественного флота уделяется немало внимания, как любителями истории флота, так и авторами. Они модны и популярны. Другие вынужденно остаются в тени гигантов. В лучшем случае их удостоят краткой строчки в справочнике. И это закономерно. Ведь на их долю не выпадает громких боев и дальних экспедиций. Они трудолюбиво, никем не замеченные, тянут лямку на синих дорогах страны, пока резак сварщика не отправит их в последний путь. Но справедливо ли это? Кто знает…
В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер – 376 и шифр - «Север». По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом. В 1953году на ССЗ №345 (ныне «Ярославский судостроительный завод») был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название – «Ярославец» -вместо шифра, который со временем забылся. Строительство сразу было развернуто большой серией. Вторым крупным предприятием, на котором стали строить катера проекта 376, стал «Сосновский судостроительный завод», ССЗ №640. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение – 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу.
|
||||
|