Используются технологии uCoz

 4. Описание конструкции.

 

4.1. Корпус и надстройка катера.

 

Тип судна - одновинтовой теплоход с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым трюмом. Корпус катера выполняется цельносварным по поперечной схеме набора (продольный разрез, план трюма, чертёж конструктивного мидель-шпангоута). Он имеет 6 водонепроницаемых переборок (схема водонепроницаемых переборок), 3 днищевые топливные цистерны. Габариты корпуса  сделаны с условием транспортировки катера по железной дороге со снятой надстройкой. На чертежах, помещенных ниже, нанесена разметка сварных швов бортовой обшивки и палубного настила, выполненная по фотографиям катеров. Ширина сварных швов составляет от 4 до 10 мм. Следует учесть, что на многих катерах в ходе ремонта появляются не штатные листы обшивки или заплатки. В качестве примера, см. пояснение к чертежу катера «Олимп». Конструкция катера приспособлена для плавания в мелком битом льду. Это обусловлено, в том числе, наличием ледового кингстона, в который подаётся тёплая вода внешнего контура охлаждения главного двигателя, конструкцией форштевня, наличием ледового подкрепления в носовой части корпуса в виде мощной тавровой балки.

В силовой конструкции корпуса применён очень мощный полособульб в качестве основы для шпангоутов и бимсов, также используются полосы, уголки, пластины для изготовления рёбер жёскости и других элементов конструкции, а на поздних сериях пр.376У многие сварные элементы заменены гнутыми профилями.

Руль на катере балансирный обтекаемой формы. Катера проекта 376 имели только одно перо руля (рис.3, рис.6). У 376У два пера руля (рис.4, рис.5а). Соответственно на верхней палубе одна или две пробки, закрывающих отверстия для установки румпеля. (Т.н. "стаканы" - винтовые заглушки отверстий, в которые вставляют румпель, чтобы управлять катером вручную, если вдруг рвутся штур-тросы привода).

Рис.3 Рис.4

Рули изготавливаются пустотелыми, сварными из листового металла (рис.5). Перо не имеет нижней опоры и его потеря – нередкое явление. При самостоятельных ремонтах устанавливают перо попроще – плоское, из листа металла, с рёбрами (рис.5a). Крепление пера осуществляется шестью болтами за прямоугольный (на катерах пр.376У - рис.5 и рис.5a) или круглый фланец (на катерах пр.376 - рис.6).

рис.5 рис.5a рис.6

По левому борту катера располагаются 6 иллюминаторов. Ближайший к корме иллюминатор иногда заваривается, т.к. он располагается слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудованиях, когда закладывают много балласта и осадка катера увеличивается. По правому борту только четыре иллюминатора. Над ватерлинией располагаются три шпигата (выходы труб слива воды с палубы). Между первым и вторым шпигатами располагается патрубок системы охлаждения вспомогательного двигателя.

Привальной брус, идущий вдоль корпуса катера, выполнялся, как из дерева, так и из металла. По видимому изначально заводы делали их из дерева, а в войсках и пароходствах, при ремонтах на заводах, их заменяли на стальные. Причём устанавливались разных конструкций - 100 мм трубы, гнутые - «U», «V» или «П»- образные, а также полукруглые с продольным ребром (в сечении «Э»). Рис.7-8

В носовой и кормовой части корпуса крепились кранцы. В настоящее время они, как правило, не используются. В качестве кранцев применяются, как и во всем остальном мире – автомобильные покрышки.

Рис.7. Штатный деревянный брус. Видны пластины и кольца крепления кранцев, кронштейны крепления бруса и стальная полоса вдоль бруса. Рис.7а. Штатный деревянный брус. Виден закреплённый носовой кранец.

Рис.8. Стальной «П»- образный брус.

Рис.8а. Полукруглый стальной брус, закреплённый к кронштейнам от деревянного. Виден след от продольного ребра внутри бруса (в сечении «Э»).

Надстройка на верхней палубе представлена ходовой рубкой и капом машинного отделения. По их нижней части идет комингс. Ходовая рубка катера выполнена съемной. Это позволяет транспортировать катер по железной дороге. Она крепится к комингсу и передней части капа с помощью болтов.

Катера проектов 376 и 376у имеют ходовые рубки различной конструкции. У катеров проекта 376 рубка выполнена из гладких листов с приварными рёбрами внутри. А у катеров проекта 376у из листов имеющих вертикальные выштамповки. Углы рубки закруглены радиусами 100мм.

Следует заметить, что иногда встречаются катера, у которых на корпус проекта 376 устанавливались ходовые рубки от катера проекта 376у (см. фото «Зуйка»).

По левому борту рубки установлены три двери и прямоугольное окно в передней части рубки. Из них передняя дверь располагалась несколько выше. Снизу к ней вела сварная подножка. Средняя дверь выполняется герметичной. Она ведет в радиорубку. Дверь, располагающаяся ближе к корме (ведет в гальюн) - брызгозащитная. Эти двери снабжаются иллюминаторами. По правому борту установлены две двери, прямоугольное окно в передней части рубки и два круглых иллюминатора. На некоторых катерах окна в рубке выполнены открывающимися – они сдвигаются вниз.

По конструкции двери отличались друг от друга. На катерах проекта 376 они имели петли иной конструкции, чем на катерах проекта 376у. Всего можно выделить четыре серии дверей. Самые ранние модели отличались простыми петлями и рукоятками на каждом из запоров. На герметичных дверях их количество доходило до семи. В дальнейшем применяли рычажный привод запоров и по одной ручке на сторону двери. Были введены и более надежные петли. На самых поздних дверях центральный запор выполняется в виде пружинной защёлки. Рис.9-10.

Рис.9. Средняя дверь - герметичная шестизапорная. Остальные - негерметичные. На левом фото (пр.376) - ранняя серия с 7 рукоятками. При эксплуатации часть рукояток зачастую срезали (см. Рис.10б).

Рис.10. Пр.376У. Слева - герметичная дверь, рукоятки задвижек срезаны. Справа - брызгозащитная дверь.

Рис.10а. Пр.376У. Герметичная шестизапорная дверь поздних серий. Рис.10б. Пр.Р376. Герметичная шестизапорная дверь ранних серий (50-53 гг.) средняя пара ручек срезаны.

 

На задней стенке рубки крепится гак. Там же, на катерах проекта 376у, располагался скоб-трап, ведущий на ходовой мостик (рис.11). На катерах проекта 376 вместо скоб-трапа был установлен съемный трап, закрепленный на болтах (рис.12). Так же отличаются и поручни трапов: наклонный (на проекте 376у) или вертикальный (на проекте 376).

Рис.11. Задняя стенка надстройки пр.376У. Мачта опущена.

Рис.12. Кап и надстройка катера проекта 376.

 

Кап на катерах всех проектов - не съемный. Он также несколько различался у катеров разных проектов. У катеров проекта 376 лист в верхней части капа, а также съемный лист над МО (предназначенного для демонтажа главного и вспомогательного двигателей и механизмов), изготавливался из плоского листа с рёбрами жёсткости из приваренных к нему уголков и полос, а у 376у - из профилированного листа без сварных подкреплений(рис.13). У части катеров проекта 376  отсутствуют иллюминаторы на съёмном листе капа.

На капе и в кормовой части корпуса устанавливались буксирные дуги. Они предназначены для предотвращения повреждений, которые может нанести буксирный трос при маневрах. На катерах, которые не используются в качестве буксирных, кормовая буксирная дуга – не устанавливается. При этом дуга, расположенная на капе МО, как правило, сохраняется. Дуги выполняются нескольких видов. Литые, имеющие профиль в виде швеллера, или трубчатые. В кормовой части капа, в диаметральной плоскости, располагается распашной люк во внутренние помещения.(рис.14).

Рис.13.

Кап и надстройка катера проекта 376У.

Рис.14. Буксирный катер пр.376У.

 

Палубные люки, ведущие во внутренние помещения катера, как и двери, используются нескольких видов. Рис.15-16. В ходе производства конструкции люков и дверей, а также и другие элементы катера, постоянно совершенствовались в сторону совершенствования конструкции, улучшения технологичности производства и эксплуатационных характеристик.

Р376 и Р376У Р376У поздних серий

Рис.15. люки в форпик и ахтерпик

Р376 и Р376У Р376У, рукоятки задвижек срезаны

Р376У поздних серий

Рис.16. люки в носовой кубрик

 

В кормовой и носовой части катера устанавливаются сварные корзины предназначенные для укладки швартового троса.

Перед ходовой рубкой на грузовых модификациях катера установлен грузовой люк в средний трюм. По углам рубки крепятся грузовые стрелы. Для военных модификаций катера на баке предусмотрен фланец, необходимый для установки артиллерийского вооружения. Следует учесть, что этот фланец присутствует и на гражданских катерах, т.к. катер предполагалось использовать в военных целях в случае мобилизации. (Рис.17).

 

Рис.17. пр.376У. слева-ранней серии (плоские крышки люков). справа-поздней серии (крышки люков выпуклые штампованные, уменьшено кол-во запоров, введены пружинные компенсаторы).

 

 

 

 

на главную

вопрос модератору

обсудить на форуме оставить комментарий в гостевой книге