Буксирный катер типа "ЖС" (железный сварной) - первое цельносварное судно в СССР.

Водоизмещение - 30 т;

длина - 16,0 м;

ширина - 3,8 м;

высота борта - 1,93 м.

Схема катера типа "ЖС"

 

   Построен во Владивостоке на заводе № 202 ("Дальзаводе"). Принадлежал к числу первых в СССР цельносварных судов. Оказалось, что корпус судна стал легче, трудоемкость создания судна сократилась на треть. Сварку стали использовать в судоремонте. В конце 1931 г. "Дальзавод" начал строить серию из десяти таких катеров (они получили индекс ЖСЛ). Катера этого типа сыграли значительную роль в развитии народного хозяйства на Дальнем Востоке - использовались как разъездные, портовые, пожарные и лоцманские суда. В годы второй мировой войны часть буксирных катеров была вооружена и переоборудована в посыльные суда, суда охраны рейдов и базовые тральщики. Катера хорошо себя зарекомендовали и находились в эксплуатации вплоть до 1950-х гг.

   Данный катер установлен в качестве памятника возле электросварочного цеха "Дальзавода". На мемориальной доске надпись: "В 1930 г. здесь построено первое в Советском Союзе цельносварное судно. Строительство велось под руководством и при непосредственном участии профессора Виктора Петровича Вологдина".

    В 1925 г. Вологдин впервые в стране начал читать курс сварки и организовал первую вузовскую лабораторию электродуговой и газовой сварки в нашей стране. Вологдину до 1933 года пришлось сделать 130 докладов о сварке и в Госплане, и на судостроительных заводах, и на Всесоюзном съезде сварщиков. Только после гибели парохода "Челюскин" и аварий других судов в Арктике, когда из корпусов пароходов, сдавленных льдами, заклепки вылетали словно пули, стали широко применять электросварку.

      Живучесть "жучков" доказала история, случившаяся в 1953 году. В ноябре штормом оторвало от пирса на острове Парамушир буксир "Ж-257" с шестью моряками на борту. Обнаружили судно только в конце февраля следующего года у восточных берегов Камчатки. Все шесть моряков, 82 суток болтавшихся в Тихом океане, были спасены, а судно осталось целым.

     Буксирные катера типа "ЖС" эксплуатируются и в настоящее время. Конечно, создаются они по другим проектам, которые периодически модернизируются с учетом развития техники. Таких катеров построено уже много сотен.

 

   Этот буксир, пожалуй, самое старое действующее судно в российском флоте. По документам, "Ж-6" построили во Владивостоке на "Дальзаводе" в 1933 году. Корпус - из стали, длина -17,3 метра, ширина - 3,8 метра.

   "Ж-6" не похож на современные буксиры - удлиненный корпус, деревянная рубка с прямоугольными иллюминаторами. На палубе кнехты непривычно высоки, в рубке штурвал с красноватым отливом отполированного временем дерева, справа - машинный телеграф.

 

источник : http://dv.kp.ru/2004/07/17/doc28842/print/

 

Буксир "Ж-6" построили во Владивостоке на "Дальзаводе" в 1933 году.

 
 

источники :

http://www.vladivostok.ws/monuments/gs.htm , http://www.fegi.ru/primorye/GEOGR/lodka4.htm ,

http://museum.navy.ru/memorships/mem-m.htm#5 , http://dv.kp.ru/2004/07/17/doc28842/print/ ,

http://www.vladnews.ru/1998/9805/385_29/life/LIFE09.HTM

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     СПРАВОЧНИК СЕРИЙНЫХ СУДОВ



Используются технологии uCoz